Восточные древности

Управляющий Эбих-Ил, Храм Иштар, царство Мари, Сирия, ок. 2400 г. до н.э. Алебастр, 52,5 x 20,6 х 30 см Крыло Ришелье, 1-ый этаж, зал 1b
Стела Баал с молнией, Акрополь вблизи от храма Баала, холм Рас-Шамра, Угарит, XV-XIII вв. до н. э. Известняк, высота: 142 см Крыло Сюлли, 1-ый этаж, зал В

Эта статуя молящегося мужчины была найдена в одном из храмов, посвящённых богине любви и войны Иштар, Верующие царства Мари размещали там свои изображения для того, чтобы увековечить свою молитву перед божеством. Сановник изображён в достаточно естественной сидячей позе. На нём древняя шумерская одежда каунакес, а его глаза раскрашены ляпис-лазурью.

 

Эта стела была найдена в Угарите, столице одного из могущественных царств II-го тысячелетия до н.э. Его основное божество и покровитель Баал изображён здесь с копьём в левой руке, из которого прорастает веточка. Правитель Угарита, одетый в церемониальную одежду, обращается к божеству, благодаря которому начинается гроза, так необходимая для сельского хозяйства.

Рельеф Ур-Нанше, царь Лагаша, Телло (бывший г. Гирсу, государство Лагаш, Ирак), ок. 2500 г. до н. э. Известняк, 39 х 46,5 х 6,5 см Крыло Ришелье, 1-ый этаж, зал 1а
Капитель Ападаны, Дворец Дария I, Сузы, Иран, ок. 510 г. до н.э. Известняк, высота: 760 см Крыло Сюлли, 1-ый этаж, 12а

На барельефе изображены две сцены: церемонии основания и торжественного открытия храма основателем первой династии правителей государства Лагаш  –  Ур-Нанше. Шумерского царя сопровождают его виночерпий, сановники и члены его семьи. Он изображён несколько выше остальных персонажей в образе царя-строителя, выражающего благодарность богам.

Желая подчеркнуть величие Персидской империи, Дарий I приказал возвести в своей столице грандиозный дворец с парадным залом для приёмов (ападана), крышу которого поддерживали тридцать шесть колонн. Наподобие египетской и эфесской архитектуры, они завершались капителями в форме быков, напоминающих древние месопотамские мотивы. Этот знаковый образец ахеменидского искусства, основанного на смешении различных стилей, как бы говорит о единении Империи.

Свод законов Хаммурапи (фрагмент), 1792-1750 гг. до н.э. Базальт, 225 х 65 см Крыло Ришелье, 1-ый этаж, зал 3

Будучи старше Библии, Свод законов Хаммурапи представляет собой самый древний и самый полный сборник законов Ближнего Востока, дошедший до наших дней. Это поистине знаковое историческое, литературное и художественное произведение Междуречья. На вершине стелы изображён бог солнца и правосудия Шамаш, узнаваемый по вылетающим из его плеч брызгам пламени, который облекает властью Хаммурапи, шестого правителя из аморитской династии, основателя первой Вавилонской империи. Текст, написанный клинописью на аккадском языке, представляет собой перечень составленных правителем правил и судебных решений, относящихся ко всем сферам повседневной и государственной жизни (религия, семья, рабство, труд, торговля, управления государством и т.д.). Задуманная изначально как политическое завещание, эта стела, созданная в последние годы жизни Хаммурапи, является уникальным источником знаний об одном из самых величественных правлений древней Месопотамии.

Фриз с лучниками, Дворец Дария I, Сузы, Иран, ок. 510 г. до н.э. Силикатный кирпич, глазурь, высота: 200 см Крыло Сюлли, 1-ый этаж, 12b

Это изображение лучников в натуральную величину украшало крепостные стены дворца Дария. Найденный полихромный кирпич, покрытый глазурью, потребовал проведения огромных исследовательских работ. В контексте политического единства здесь изображён элитный персидский корпус, подчинявшийся могущественному правителю.

Создание коллекции восточных древностей связано с началом раскопок, проводимых в XIX-ом веке различными учёными с целью поиска истоков западной культуры. Воссоздание древнего города Дур-Шаррукина с его знаменитыми крылатыми быками, прославляющими царя Ассирии Саргона II, свидетельствует об активной роли руководства музея в повторном открытии забытых цивилизаций Востока. Благодаря этим археологическим открытиям в 1847 году в Лувре был создан Ассирийский музей. Впоследствии, под эгидой Фелисьена де Солси (Турция, Египет, Палестина, Сирия) и Эрнеста многочисленных экспедиций. А благодаря шумерским древностям, найденным в древнем городе Гирсу (ныне Телло) в Нижней Месопотамии, в 1881 году в Лувре был создан специальный отдел. В 1884-1886 гг., по поручению руководства Лувра, Марсель Дьелафуа и его супруга отправились на раскопки в Иран, в древний город Сузы, древнюю столицу Персидской империи. Охватывающий девять тысячелетий, начиная с доисторической эпохи вплоть до начала, так называемого, исламского периода, музейный маршрут строится вокруг трёх географических областей, представленных в хронологической последовательности. Начинается он с секции, посвящённой Месопотамии, долине в среднем и нижнем течении рек Тигра и Евфрата (восточная часть «Плодородного полумесяца»), где в IV-ом тысячелетии до нашей эры зародилась первая городская цивилизация (изобретатели письменности шумеры). Здесь представлен ценнейший Свод законов Хаммурапи, настоящий символ вавилонской культуры. Далее по маршруту персидский мир, протянувшийся вплоть до Центральной Азии и регионов к западу от Евфрата, где, в частности, можно ознакомиться с богатствами древнего города Сузы, в частности, с величественными фризами, украшавшими некогда дворец Дария I. И, наконец, перед нами средиземноморский Левант (нынешние Сирия, Ливан и Израиль), к которому добавилось искусство Кипра, Анатолии, Аравийского полуострова и Северной Африки.