Искусство Ислама

Ящичек для драгоценностей аль-Мугира, Мадинат аль-Захра, Кордова, Испания, 968 г. Резная слоновая кость, следы гагата, высота 16 см, диаметр: 11,8 см Крыло Денон, цокольный этаж, зал А

Этот ящичек, вырезанный из единого куска бивня слона, является настоящим шедевром. Изобилие замысловатых фигур и деталей имеет политический смысл. Они призывают владельца, принца аль-Мугира, младшего сына халифа Испании Абд аль-Рахмана III, обеспечить законность власти потомков Омейядов в борьбе с династией Абассидов.

Небесный свод, Испахан, Иран, 1145 г. Латунь с гравировкой и инкрустацией из серебра, диаметр: 16,5 см Крыло Ришелье, цокольный этаж, зал 5

Арабские ученые славились своими знаниями точных наук и, в частности, астрономии, развитию которой способствовали халифы из династии Абассидов. Считавшиеся первостепенными, знания небесного свода позволяли тем, кто ими владел, ориентироваться и на море, и на суше. 1025 серебряных точек обозначают звёзды. Будучи одновременно и декоративным предметом, и измерительным прибором, этот земной шар является самым древним из известных во всей восточной части исламского мира.

 

Шах Аббас I и его паж с подписью Мухаммеда Касима, Иран, 1627 г. Рисунок чернилами, цветные блики и золото на бумаге, 27,5 х 16,8 см

Благодаря военным победам и реформаторской политике Аббаса I Великого (1571 – 1629 гг.), самого выдающегося правителя из династии Сефевидов, Иран сумел вернуть себе главенствующую роль в Персидском заливе. Но на этой разукрашенной миниатюре он изображён в более интимной обстановке. Находясь в стороне от шумного банкета, он обнимает юного виночерпия, чьё обаяние явно не остаётся без внимания шаха.

Блюдо с павлином, Город Изник, Турция, ок. 1550 г. Кремнистая керамика, роспись на ангобе под прозрачной глазурью, высота: 8 см, диаметр: 37,5 см Крыло Денон, цокольный этаж, зал В

Художник и поэт Шах-Кули, которым восхищался султан Сулейман Великолепный, способствовал развитию и распространению декоративного направления «саз», что в османском искусстве означает растительные украшения со стилизованными и замысловатыми мотивами. Композиция блюда характеризуется великолепным сочетанием кобальтового, бирюзового и ультрамаринового цветов, которые являются визитной карточкой керамических изделий из города Изника.

Чаша с охотящимся с соколом всадником, Иран, начало XIII-го века. Кремнистая керамика с блестящим декором, подкрашенная золотом на непрозрачной глазури, диаметр: 22 см Крыло Ришелье, цокольный этаж, зал 6

Помимо своих эстетических качеств эта чаша является великолепным примером технической инновации конца XII-го века – «хафт ранг», что в переводе с персидского языка означает «семь цветов». Обжиг чаши происходил в два этапа. Во второй раз это делалось при пониженной температуре, что позволяло добавлять хрупкие пигменты и наносить блики золота. Таким образом, иранские гончары добились неизвестных до этого цветовых оттенков.

Ковёр с рисунком райского сада и Ковёр из Манта (фрагмент), Западный Иран, середина XVI-го века. Хлопковая основа и нить, шерсть, ассиметричный узел, 780 х 385 см

Как этот ковёр попал с Востока в коллегиальную церковь города Манта, чьё имя он носит, и который его и продал Лувру, неизвестно. Изображение охотника с мушкетом, появившимся в Иране лишь в 1528 году, позволяет датировать это произведение серединой XVI-го века. Ковёр украшен изображениями различных животных и птиц (павлины, львы, лани и т.д.), а также фантастических существ (драконы, симурги, сказочные птицы).