Портрет госпожи Лизы Герардини дель Джокондо или Мона Лиза, или Джоконда
Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.). Дерево, 77х53 см. Крыло Денон, 2-й этаж, зал 6
Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это первое, с чем ассоциируется Лувр у туристов из любой страны. Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Будучи настоящим шедевром с легендарной судьбой, Джоконда, с большой долей вероятности, является портретом Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо в период с 1503 по 1506 год. Тем не менее, портрет не был передан заказчику. Художник, считавший полотно незавершенным, увез его с собой во Францию, а его ученик Салаи вернул его обратно в Италию после смерти Леонардо. Как картина попала в коллекцию короля Франциска I неизвестно до сих пор. И если личность модели спорна (некоторые даже считают, что это автопортрет Леонардо), Джоконда часто признается идеалом женской красоты. Её невероятно чистое и невинное лицо покрыто загадочной улыбкой, которая отчасти и объясняет её колоссальный, почти мифический успех.
На полотне изображена женщина 23–25, находящаяся в сидячем положении. Она облачена в темную парчовую одежду. Ее поза – вполоборота, одна рука лежит на другой. Они возложены на поручень. Учитывая задний фон, можно предположить, что модель позировала художнику на террасе, с которой открывается красивый пейзаж. Задний фон вызывает не меньше вопросов, чем сама женщина.
Каждая деталь на картине имеет ореол загадочности. И взгляд – первая из загадок. Когда человек смотрит на Мону Лизу, неясно, куда направлен ее взгляд. Первоначально кажется, что она смотрит прямо на наблюдателя, но это не так.
Ученые выяснили, что женщина смотрит под углом 15 градусов чуть правее наблюдателя. Поэтому получается, что, в какой бы точке помещения ни находился наблюдатель, взгляд женщины на него не падает. При этом не знающие о данном исследовании люди утверждают, что взгляд Моны Лизы направлен прямо на них.
Улыбка Джоконды – еще одна нераскрытая тайна. Много веков ученые пытались ее разгадать. Единственное разумное объяснение на данный момент заключается в гениальности художника, изобразившего оптическую иллюзию. Другими словами, каждый видит на картине то выражение лица, которое хочет видеть. Для кого-то Мона Лиза улыбается, а для кого-то взирает с выражением печали.
Одета Мона Лиза в типичный наряд того времени – темное парчовое платье. На голове можно заметить тонкую вуаль, а волосы распущены не до конца, потому что так было запрещено ходить замужним девушкам.
Фон позади Моны Лизы не менее загадочный. Вызывает вопросы мост, выполненный очень детально. После ряда исследований ученые пришли к выводу, что изображенный мост – это Понте Веккио. Карла Глори выдвинула такую гипотезу, обнаружив число 72 на картине именно в этом месте. Известно, что в 1472 году на этом мосту было наводнение. Поэтому да Винчи изобразил его на своей картине, добавив число 72 как дань памяти. Но утверждать, что это действительно так, было бы ошибкой. Это всего лишь гипотеза.