Обет
Филипп де Шампень (1602-1674г.г.). Холст 165х229 см, Крыло Сюлли, 3-й этаж, зал 24
Это произведение было создано художником в благодарность за чудесное исцеление его дочери молитвами матери-настоятельницы монастыря янсенистов Пор-Рояль Анжелики Арно.
Придворный портретист Филипп де Шампень подарил это “приношение по обету” монастырю. Видный представитель французского классицизма был очень сдержаным при создании композиции и выборе цвета.
Цветовая гамма полотна необычна для живописи периода барокко – на фоне однотонных серых стен изображены две монахини, одна из них преклонила колени, другая сидит на стуле. Художник изобразил мать-настоятельницу монастыря рядом с его дочерью. Катрин, принявшей пять лет назад монашеский обет и на протяжении четырнадцати месяцев страдавшей тяжелым недугом – больную лихорадило, а половина ее тела была парализована.
К этому времени Шампень похоронил и единственного сына, и сестру Катрин Франсуазу, и их мать Шарлотту. Катрин лечили всеми обычными для XVII века способами – ваннами, настойками и травами, кровопусканиями – но улучшения не наступало. Тогда настоятельница монастыря объявила многодневное чтение молитв за здоровье Катрин, и спустя девять дней больная уже смогла встать на ноги, с каждым днем демонстрируя все больше подвижности.
Янсенизм, религиозное течение, зародившееся в начале XVII века благодаря голландскому епископу Корнелию Янсению, на протяжении десятилетий был для Филиппа де Шампеня основной жизненной философией. Художник сблизился с семьей Арно и их детищем – монастырем, где воплощались идеи янсенитов – в 1643 году, оставаясь верным учению до конца жизни. Янсениты главным образом противодействовали иезуитским доктринам, провозглашая идеи предопределенности, демонстрируя аскетизм и строгость принципов, стиль жизни без излишеств. Король Людовик XIV янсенистами был недоволен, и после некоторого давления на монастырь с помощью папских булл, которые отвергались последователями Янсения, в 1709 году Пор-Рояль был закрыт и разрушен.