Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г. Дерево, 168х130 см Крыло Денон, 2-й этаж, зал 5

Картина “Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом” относится к позднему периоду творчества Леонардо да Винчи и была, предположительно, написана в 1508 – 1510 годах. Строго говоря, художник трудился над картиной около десяти лет, однако вещь так и осталась незаконченной. 
Знаменитое сфумато (итал. sfumato-затушеванный, исчезающий как дым) Леонардо окутывает тонкой вуалью эту малораспространенную сцену, позаимствованную из Средневековья.
Мария сидит на коленях своей матери и держит на руках младенца Иисуса, играющего с ягненком, символизирующим его будущие страдания.

Первоначально картина была заказана Леонардо около 1498 года как главный запрестольный образ церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции – и художник, давший согласие, вместе с целой оравой своих помощников и прочих домашних переселился в монастырь. 

Согласно условиям договора, сделавшие заказ монахи-сервиты обязались обеспечивать не только Леонардо, но и всю его “челядь” пропитанием, крышей над головой и содержанием – и свою часть договора неукоснительно соблюдали. Этого не скажешь о Леонардо, который, переехав со своим “двором” в монастырскую обитель, почему-то совершенно не спешил браться за заказ, занимаясь другими интересовавшими его делами. 

“Других дел” было много, учитывая необычайно широкий кругозор гениального Леонардо. 

Монахи негодовали, но поделать ничего не могли: в ту пору Леонардо был повсеместно признанным авторитетом, причем не только в области искусства – и, кроме того, монахам очень уж хотелось заполучить картину кисти Леонардо. 

Время шло, Леонардо продолжал посторонние занятия, в монастыре потихонечку назревал бунт против художника – как вдруг да Винчи, разом взявшись за работу, мигом выполнил картон к заказанной картине. 

Картон тот, по свидетельству современников, получился настолько прекрасным, что поверг в состояние непреходящего шока и лютой черной зависти не только коллег-художников, но и весь окрестный люд, включая самих монахов. 

Когда картон был окончен и выставлен в комнате Леонардо на всеобщее обозрение, в течение двух дней у жилища Леонардо стояла очередь из простого люда, жаждавшего приобщиться к прекрасному – то есть, наблюдалась ситуация, известная, как “синдром мавзолея Ленина”. 

Впрочем, дальше картона дело увы, так и не пошло. Когда всеобщие восторги несколько поутихли, Леонардо снова забросил работу над заказом и, в конце концов, вынужден был съехать из монастыря, так и не написав картину. 

Бедным монахам, понесшим значительные материальные убытки, пришлось заказывать картину на другой сюжет у другого художника – им стал Перуджино, подошедший к работе более порядочным образом и картину, в конце концов, все-таки написавший. 

Что касается картины “Святая Анна с Мадонной и младенцем Иисусом” (тоже незавершенной), история ее создания следующая: приблизительно в 1 500 году до короля Франции  Людовика XII дошли слухи о необычно прекрасном картоне, созданном Леонардо, и, на свою беду, монарх решил заказать у Леонардо эту же картину. 

Для заказа, впрочем, у Людовика имелись самые веские основания: во-первых, он недавно в очередной раз женился, и новую его жену звали Анна (Бретонская). Во-вторых, Анна Бретонская была на сносях – а святая Анна, присутствующая в сюжете картины, является, как известно, покровительницей беременных и новобрачных. 

Забегая вперед, скажем: если король Франции рассчитывал, что уж ради него-то Леонардо изменит своим привычкам, он сильно ошибся. Ребенок Людовика и Анны успел не только родиться, но даже отпраздновать восемнадцатилетие – а картина все еще была в работе. В 1519-ом Леонардо и вовсе всех перехитрил – он взял да умер, и “Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом” так и осталась незавершенной.