Шулер с бубновым тузом
Жорж де Латур (1593-1652г.г.). Холст 107х146 см, Крыло Сюлли, 3-й этаж, зал 28
Это полотно, вновь открытое в ХХ-ом веке, принадлежит кисти забытого художника Жоржа де Латура. Автор возвращается к одному из любимых сюжетов караваджийской живописи – карточной игре.
Один из величайших шедевров французского искусства XVII века «Шулер с бубновым тузом» рассматривает тему потворства вину, женщине и азартным играм. В чем кроется символика игральных карт на картине де Латура?
Тема карточных игр была фаворитом «жанровой» живописи – сцен из повседневной жизни, популярных в искусстве поздних XVI и XVII веков.
Ослепительные цвета и изысканные костюмы «Шулера с бубновым тузом» создают великолепную картину. Его герои разыгрывают психологическую драму, которая разворачивается через сигналы взглядов и жестов. Четыре фигуры собраны вокруг стола и играют в карты. Художник представил момент, когда игра только началась: перед героями лежат их ставки в виде золотых монет.
Царит молчание, мгновение словно остановилось. Обратимся к персонажам, изображенным на картине. Одежда и украшения персонажей чрезвычайно важны, поэтому мы подробно на них остановимся, это позволит в дальнейшем раскрыть секрет картины.
Справа сидит молодой человек очень элегантно одетый. Он рассматривает свои карты. Роскошный наряд мужчины состоит из красных широких штанов, а сверху плащ с пышными брыжами, стянутый красной шелковой лентой. Белые рукава его шелковой рубашки оформлены на запястьях оборками с помощью черных и золотых шнурков. Пройма рукавов украшена лентами. На голове у мужчины шапочка с серебряными шнурками с узелками на концах, венчает голову ярко-оранжевое перо страуса.
Рядом с ним женщина, она держит карты левой рукой, а правой подает знак другому мужчине, что сидит напротив первого молодого человека. Ее взгляд обращен туда же. На ней коричневое платье с глубоким декольте, украшенное золотой вышивкой. Важную роль играют украшения девушки. Браслеты, ожерелье, серьги выполнены из крупного грушевидного жемчуга. Красный тюрбан также отделан жемчужинами и дополнен брошью из черного камня в золотой оправе. Сверху на тюрбане присутствуют выкрашенные в алый цвет перья страуса.
Рядом с ней служанка, она повернулась в профиль, и наливает бокал вина, поглядывая на второго мужчину. На ней красное платье с глубоким декольте, под ним сорочка с вышивкой. На запястье браслет из сердолика, волосы спрятаны под желтым тюрбаном.
У мужчины справа 4 карты и одна из них пики, женщина также держит 4 карты, у мужчины слева только три карты. На его лицо падает тень, он повернулся к зрителю. В этот момент он достает бубновый туз, спрятанный в ремне, и прячет ненужный ему туз пик. Это и есть шулер. У него длинные взъерошенные волосы. Он одет в светлый облегающий камзол, украшенный черными шнурками. На нем черный кожаный пояс, достаточно широкий, чтобы прятать в нем карты. Из-под рукавов выглядывает атласная рубашка, воротник оформлен той же вышивкой, что и сорочка служанки. Персонажи выглядят элегантно, но не опрятно. Ла Тур передает блеск ногтей, но не забывает и о грязи под ними.
Бубновый туз – символ продажной любви. Он еще означает удачное дело, а бубновая семерка уверенность в успехе, а это карты шулера.
Молодой мужчина дает себя обчистить девушке куртизанке и ее любовнику, а, возможно, ее сутенеру. Служанка так же участвует в обмане.
Смысл картины в том, что любовь, вино и игра погубят немало душ. Простак, соблазненный куртизанкой, готов отдать все свое золото в карточной битве. Взгляды и жесты сообщников подтверждают, что молодой человек будет разорен.