Eva Prima Pandora

Жан Кузен Старший (1490-1560 г.г.). Дерево, 97х150 см. Крыло Ришелье, 3-й этаж, зал 9

Сохранилось всего несколько картин, созданных Жаном Кузеном Старшим.
В его живописи соединились  голландский стиль, итальянский маньеризм и школа Фонтенбло. На представленной картине (ок. 1550) в образе  лежащей обнаженной женщины воплотились две героини — мифическая Пандора и библейская прародительница Ева.

Как и на большинстве картин западного эротического искусства, обнаженная женщина представлена пассивной фигурой, «сексуальным объектом». Она соответствует скорее его, чем ее желаниям. Но, несмотря на пассивность женского тела, рядом с ним художник расположил вселяющие тревогу предметы. Правая рука Евы покоится на черепе. Левую руку она протянула, чтобы коснуться загадочного сосуда.
 Название связывает два женских образа-Еву, библейскую праматерь человечества, и Пандору, героиню мифа, открывшую ящик с человеческими бедами. Одна ее рука – на черепе- с рождением приходит и смерть, и Ева, первой появившаяся на земле, первой и умрет. Другой рукой она придерживает сосуд, который пока закрыт. По руке ползет змея, намекая на ее роль искусительницы.

Над ее головой четкая надпись «Eva Prima Pandora», которая открыто устанавливает аналогию между Евой и Пандорой. Ева ответственна за первый акт неповиновения заповедям Бога. Пандора, согласно древнегреческому мифу, подарила своему мужу шкатулку, из которой зло, несчастья и болезни устремились в этот мир. Ева и Пандора выступают двумя опасными сестрами-близнецами, чья сексуальная красота маскирует ужасную правду. Подобные картины закрепили в обывательском представлении якобы иудаистско-христианский стереотип, согласно которому любая женщина, подобно Еве, соблазнительница и сообщница дьявола.

Eva Prima Pandora

Жан Кузен Старший (ок.1490-ок.1560гг.). Дерево, 97х150 см. Крыло Ришелье, 3-й этаж, зал 9

Жану Кузену Старшему приписывается лишь несколько живописных работ. “Eva Prima Pandora”-“Ева, первая Пандора”- была первой картиной с изображением обнаженной женщины. Название связывает два женских образа-Еву, библейскую праматерь человечества, и Пандору, героиню мифа, открывшую ящик с человеческими бедами. Одна ее рука – на черепе – с рождением приходит и смерть, и Ева, первой появившаяся на земле, первой и умрет. Другой рукой она придерживает загадочный сосуд, который пока закрыт. По руке ползет змея, намекая на ее роль искусительницы. 
Этот образ — яркое подтверждение об опасностях, исходящих от женщин. 
Как и на большинстве картин западного эротического искусства, обнаженная женщина представлена пассивной фигурой, «сексуальным объектом». Она соответствует скорее его, чем ее желаниям. Но, несмотря на пассивность женского тела, рядом с ним художник расположил вселяющие тревогу предметы. 
Ева ответственна за первый акт неповиновения заповедям Бога. Пандора, согласно древнегреческому мифу, подарила своему мужу шкатулку, из которой зло, несчастья и болезни устремились в этот мир. Ева и Пандора выступают двумя опасными сестрами-близнецами, чья сексуальная красота маскирует ужасную правду. Подобные картины закрепили в обывательском представлении якобы иудаистско-христианский стереотип, согласно которому любая женщина, подобно Еве, соблазнительница и сообщница дьявола.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *