Египетские древности
![](https://svitred.ru/wp-content/uploads/2023/06/paris526-1024x768.jpg)
В Египте, с его централизованной государственной властью, должность писца была очень важной. Этот образованный чиновник освобождался от тяжёлого ручного труда и принимал активное участие в делах государства. И хотя в названии есть просто слово «сидящий», писец изображён сидящим по-турецки, поджав ноги. Он изображён за работой, слегка нагнувшись вперёд, с папирусом на набедренной повязке, служащей ему опорой. Его глаза из белого магнезита с красными прожилками и полированного горного хрусталя, его брови, его орлиный нос, его тонкие губы, – всё свидетельствует о необыкновенной реалистичности этого произведения.
![](https://svitred.ru/wp-content/uploads/2023/07/67d6332519a47e78c04ffe8cbdb9cba0-egyptian-fashion-ancient-egypt.jpg)
Эта скульптура без головы является великолепным примером искусства амарнской эпохи (от названия поселения Амарна, находящегося на восточном берегу Нила) периода царствования фараона Эхнатона. Перед нами предстаёт уродливый и одновременно очень чувственный силуэт под прозрачными складками одежды. Считается, что это изображение принцессы Нефертити, супруги фараона Эхнатона.
![](https://svitred.ru/wp-content/uploads/2024/05/2389943-1024-1024x575.jpg)
Найденный в гробнице, среди разнообразных погребальных предметов, этот гиппопотам из синего фаянса, покрытый растениями, напоминает о священном египетском болоте Нун, из которого по легенде родилось всё живое. Он является символом возрождения
![](https://svitred.ru/wp-content/uploads/2024/05/1158-1753.jpg)
Во времена Среднего Царства был обычай класть в гробницы миниатюрные предметы, изображающие различные виды человеческой деятельности. Эти обаятельные, примитивные модели прекрасно отражают повседневную жизнь Древнего Египта. Здесь мы видим небольшую лодку, плывущую по Нилу.
![](https://svitred.ru/wp-content/uploads/2024/05/0000059188_OG-666x1024.webp)
Эта статуя женщины с тарелкой и бедром быка на голове, состоящая из 12 деревянных деталей, была найдена в гробнице. Она символизирует приношения в виде продуктов, предназначенных для ушедшего в потусторонний мир.
![](https://svitred.ru/wp-content/uploads/2024/05/87-001646.jpg)
Несмотря на название, точное назначение этого хрупкого резного предмета в виде плывущей обнажённой девушки с водоплавающей птицей неизвестно. Речь также может идти о ложечке для приношений или о какой-либо предмете культа, связанным с плодородием.
![](https://svitred.ru/wp-content/uploads/2024/05/shen-1024x683.jpg)
Это украшение из чистого золота (99,5%) с драгоценными камнями представляет собой любопытное животное. Хищная птица с распущенными крыльями и вытянутыми лапами, с головой барана с горизонтальными рогами, символизирует солнце, которое, согласно египетскому мифу, принимает такую форму, когда оно заходит для того, чтобы возродиться и вновь взойти утром.
![](https://svitred.ru/wp-content/uploads/2024/05/урожай-1024x777.jpg)
Это изображение аграрной жизни, состоящее из трёх частей, на которые необходимо смотреть снизу вверх, украшало гробницу писца, отвечающего за эту деятельность. Помимо напоминания о профессиональной жизни умершего, это произведение обладает и некой магической функцией: изображенные съестные запасы должны были помочь умершему выжить в потустороннем мире.
![](https://svitred.ru/wp-content/uploads/2024/05/FA245-a-akhenaton-798x1024.jpg)
Период правления фараона Эхнатона можно охарактеризовать как настоящую художественную революцию. Он приказывал возводить статуи, изображающие его по всем эстетическим канонам. На фрагменте колонны, найденном недалеко от храма, посвящённого соколу Ра-Харахти, воплощением которого был сам фараон, он изображён в, так называемой, «осирической» позе: скрещённые на груди руки, скипетры фараонов.
![](https://svitred.ru/wp-content/uploads/2024/05/atoum_taperet.jpg)
Будучи изначально атрибутом гробниц фараонов, эта небольшая стела, примечательная своими цветами и большим количеством символических элементов, демонстрирует расцвет погребального искусства. Она как бы связывает усопшую с солнечным циклом, которая изображена на каждой стороне стелы молящейся небесному светилу, принимающему две формы: дневную (в лице бога Ра) и вечернюю (в виде бога Атума).
![](https://svitred.ru/wp-content/uploads/2024/05/DSCN2900.jpg)
С течением времени форма саркофагов, которые широко использовались в погребальной культуре Древнего Египта для защиты тела покойного, серьёзно менялась, что также было связано и с социальным статусом умершего. Передняя, человекообразная часть этого саркофага напоминает о ковчеге из древнего города Абидоса, в котором хранилась голова Осириса, в то время, как на задней части изображён предмет культа Джед из древнего города Бусириса, символизирующий позвоночник Осириса. Таким образом, усопший связан с Осирисом, а значит с вечностью.
![](https://svitred.ru/wp-content/uploads/2024/05/Христос_и_святой_Мина-963x1024.jpg)
Найденная в деревне Бауит в Среднем Египте, эта хорошо сохранившаяся роспись по дереву является самой древней коптской иконой, дошедшей до наших дней. Копты – это христиане, которые начали обосновываться в Египте в конце II-го века. На ней мы видим фронтальное изображение Христа с нимбом надо головой, как бы движущегося навстречу пейзажу, а также настоятеля монастыря благословения.
![](https://svitred.ru/wp-content/uploads/2024/05/portrait-fayoum-618x1024.jpg)
Своё название знаменитые фаюмские портреты получили по месту первой крупной находки в 1888 году в Фаюмском оазисе, расположенном в 60 км к югу от Каира. Погребальный Портрет женщины, извлечённый из-под руин некрополя, выполнен в технике энкаустики (краски разводятся в расплавленном воске) и вставлен в мумию (портрет разрезан, хотя в оригинале он был прямоугольным). Это произведение можно назвать портретом в современном смысле этого слова: его автор старался подчеркнуть индивидуальность своей модели.