В Египте, с его централизованной государственной властью, должность писца была очень важной. Этот образованный чиновник освобождался от тяжёлого ручного труда и принимал активное участие в делах государства. И хотя в названии есть просто слово «сидящий», писец изображён сидящим по-турецки, поджав ноги. Он изображён за работой, слегка нагнувшись вперёд, с папирусом на набедренной повязке, служащей ему опорой. Его глаза из белого магнезита с красными прожилками и полированного горного хрусталя, его брови, его орлиный нос, его тонкие губы, – всё свидетельствует о необыкновенной реалистичности этого произведения.
Эта скульптура без головы является великолепным примером искусства амарнской эпохи (от названия поселения Амарна, находящегося на восточном берегу Нила) периода царствования фараона Эхнатона. Перед нами предстаёт уродливый и одновременно очень чувственный силуэт под прозрачными складками одежды. Считается, что это изображение принцессы Нефертити, супруги фараона Эхнатона.
Найденный в гробнице, среди разнообразных погребальных предметов, этот гиппопотам из синего фаянса, покрытый растениями, напоминает о священном египетском болоте Нун, из которого по легенде родилось всё живое. Он является символом возрождения
Во времена Среднего Царства был обычай класть в гробницы миниатюрные предметы, изображающие различные виды человеческой деятельности. Эти обаятельные, примитивные модели прекрасно отражают повседневную жизнь Древнего Египта. Здесь мы видим небольшую лодку, плывущую по Нилу.
Эта статуя женщины с тарелкой и бедром быка на голове, состоящая из 12 деревянных деталей, была найдена в гробнице. Она символизирует приношения в виде продуктов, предназначенных для ушедшего в потусторонний мир.
Несмотря на название, точное назначение этого хрупкого резного предмета в виде плывущей обнажённой девушки с водоплавающей птицей неизвестно. Речь также может идти о ложечке для приношений или о какой-либо предмете культа, связанным с плодородием.
Это украшение из чистого золота (99,5%) с драгоценными камнями представляет собой любопытное животное. Хищная птица с распущенными крыльями и вытянутыми лапами, с головой барана с горизонтальными рогами, символизирует солнце, которое, согласно египетскому мифу, принимает такую форму, когда оно заходит для того, чтобы возродиться и вновь взойти утром.
Это изображение аграрной жизни, состоящее из трёх частей, на которые необходимо смотреть снизу вверх, украшало гробницу писца, отвечающего за эту деятельность. Помимо напоминания о профессиональной жизни умершего, это произведение обладает и некой магической функцией: изображенные съестные запасы должны были помочь умершему выжить в потустороннем мире.
Период правления фараона Эхнатона можно охарактеризовать как настоящую художественную революцию. Он приказывал возводить статуи, изображающие его по всем эстетическим канонам. На фрагменте колонны, найденном недалеко от храма, посвящённого соколу Ра-Харахти, воплощением которого был сам фараон, он изображён в, так называемой, «осирической» позе: скрещённые на груди руки, скипетры фараонов.
Будучи изначально атрибутом гробниц фараонов, эта небольшая стела, примечательная своими цветами и большим количеством символических элементов, демонстрирует расцвет погребального искусства. Она как бы связывает усопшую с солнечным циклом, которая изображена на каждой стороне стелы молящейся небесному светилу, принимающему две формы: дневную (в лице бога Ра) и вечернюю (в виде бога Атума).
С течением времени форма саркофагов, которые широко использовались в погребальной культуре Древнего Египта для защиты тела покойного, серьёзно менялась, что также было связано и с социальным статусом умершего. Передняя, человекообразная часть этого саркофага напоминает о ковчеге из древнего города Абидоса, в котором хранилась голова Осириса, в то время, как на задней части изображён предмет культа Джед из древнего города Бусириса, символизирующий позвоночник Осириса. Таким образом, усопший связан с Осирисом, а значит с вечностью.
Найденная в деревне Бауит в Среднем Египте, эта хорошо сохранившаяся роспись по дереву является самой древней коптской иконой, дошедшей до наших дней. Копты – это христиане, которые начали обосновываться в Египте в конце II-го века. На ней мы видим фронтальное изображение Христа с нимбом надо головой, как бы движущегося навстречу пейзажу, а также настоятеля монастыря благословения.
Своё название знаменитые фаюмские портреты получили по месту первой крупной находки в 1888 году в Фаюмском оазисе, расположенном в 60 км к югу от Каира. Погребальный Портрет женщины, извлечённый из-под руин некрополя, выполнен в технике энкаустики (краски разводятся в расплавленном воске) и вставлен в мумию (портрет разрезан, хотя в оригинале он был прямоугольным). Это произведение можно назвать портретом в современном смысле этого слова: его автор старался подчеркнуть индивидуальность своей модели.