Египетские древности

Сидящий писец, Местность Саккара, Древнее Царство, IV-V-ые династия, ок.2620-2350 гг. до н.э. Расписанный известняк, глаза с инкрустацией из горного хрусталя, обведенные медью, 53,7 х 44 х 35 см Крыло Сюлли, 2-ой этаж, зал 22

В Египте, с его централизованной государственной властью, должность писца была очень важной. Этот образованный чиновник освобождался от тяжёлого ручного труда и принимал активное участие в делах государства. И хотя в названии есть просто слово «сидящий», писец изображён сидящим по-турецки, поджав ноги. Он изображён за работой, слегка нагнувшись вперёд, с папирусом на набедренной повязке, служащей ему опорой. Его глаза из белого магнезита с красными прожилками и полированного горного хрусталя, его брови, его орлиный нос, его тонкие губы, – всё свидетельствует о необыкновенной реалистичности этого произведения.

Женское тело, предположительно Нефертити, Новое Царство, ок. 1353-1337 гг. до н.э. Кварцит, высота 29 см Крыло Сюлли, 2-ой этаж, зал 25

Эта скульптура без головы является великолепным примером искусства амарнской эпохи (от названия поселения Амарна, находящегося на восточном берегу Нила) периода царствования фараона Эхнатона. Перед нами предстаёт уродливый и одновременно очень чувственный силуэт под прозрачными складками одежды. Считается, что это изображение принцессы Нефертити, супруги фараона Эхнатона.

Гиппопотам, Среднее Царство, ок. 2000-1900 гг. до н.э. Египетский «фаянс» (частицы спрессованного кварца, покрытые глазурью), 12,70х20,50х8,10 см. Крыло Сюлли (Alie Sully), 2-ой этаж, зал 23

Найденный в гробнице, среди разнообразных погребальных предметов, этот гиппопотам из синего фаянса, покрытый растениями, напоминает о священном египетском болоте Нун, из которого по легенде родилось всё живое. Он является символом возрождения

Картинка Модель лодки, Среднее Царство, ок. 2000г. до н.э. Расписанное дерево со штукатуркой, 29,50х67х15,50 см. Крыло Сюлли (Aile Sully), 1-ый этаж, зал 3

Во времена Среднего Царства был обычай класть в гробницы миниатюрные предметы, изображающие различные виды человеческой деятельности. Эти обаятельные, примитивные модели прекрасно отражают повседневную жизнь Древнего Египта. Здесь мы видим небольшую лодку, плывущую по Нилу.

Носильщица, Среднее Царство, ок. 1950г. до н.э. Пропитанный и расписанный фикус, 108х14х32 см. Крыло Сюлли (Aile Sully), 2-ой этаж, зал 23

Эта статуя женщины с тарелкой и бедром быка на голове, состоящая из 12 деревянных деталей, была найдена в гробнице. Она символизирует приношения в виде продуктов, предназначенных для ушедшего в потусторонний мир.

Косметическая ложечка в виде плывущей девушки, Новое Царство, ок. 1550-1069 гг. до н.э. Дерево, 34х7 см. Крыло Сюлли (Aile Sully), 2-ой этаж, зал 24

Несмотря на название, точное назначение этого хрупкого резного предмета в виде плывущей обнажённой девушки с водоплавающей птицей неизвестно. Речь также может идти о ложечке для приношений или о какой-либо предмете культа, связанным с плодородием.

Амулет: сокол с головой барана, Найден в гробнице священного быка Аписа, Новое Царство, 1254г. до н.э. Золото, бирюза, сердолик, лазурит, 7,10х13,7см.

Это украшение из чистого золота (99,5%) с драгоценными камнями представляет собой любопытное животное. Хищная птица с распущенными крыльями и вытянутыми лапами, с головой барана с горизонтальными рогами, символизирует солнце, которое, согласно египетскому мифу, принимает такую форму, когда оно заходит для того, чтобы возродиться и вновь взойти утром.

Урожай и подготовка почвы, Левый берег Фив (сегодня – г. Луксор), Новое Царство, XVIII-ая династия, ок.1450г. до н.э. Краска на суглинке, 68х94 см. Крыло Сюлли (Aile Sully), 2-ой этаж, зал 4

Это изображение аграрной жизни, состоящее из трёх частей, на которые необходимо смотреть снизу вверх, украшало гробницу писца, отвечающего за эту деятельность. Помимо напоминания о профессиональной жизни умершего, это произведение обладает и некой магической функцией: изображенные съестные запасы должны были помочь умершему выжить в потустороннем мире.

 

Фараон Аменхотеп IV или Эхнатон, Фрагмент колонны здания, построенного в восточной части селения Карнак, Новое Царство, XVIII-ая династия, ок. 1353-1337гг. до н.э. Расписанный песчаник, 137х88х60 см. Крыло Сюлли (Aile Sully), 2-ой этаж, зал 25

Период правления фараона Эхнатона можно охарактеризовать как настоящую художественную революцию. Он приказывал возводить статуи, изображающие его по всем эстетическим канонам. На фрагменте колонны, найденном недалеко от храма, посвящённого соколу Ра-Харахти, воплощением которого был сам фараон, он изображён в, так называемой, «осирической» позе: скрещённые на груди руки, скипетры фараонов.

 

Погребальная стела Таперет, XXII-ая династия, X-ый или IX-ый век до н.э. Расписанное дерево, 31х29х2,6 см. Крыло Сюлли (Aile Sully), 2-ой этаж, зал 29

Будучи изначально атрибутом гробниц фараонов, эта небольшая стела, примечательная своими цветами и большим количеством символических элементов, демонстрирует расцвет погребального искусства. Она как бы связывает усопшую с солнечным циклом, которая изображена на каждой стороне стелы молящейся небесному светилу, принимающему две формы: дневную (в лице бога Ра) и вечернюю (в виде бога Атума).

Крышка саркофага Именеминета, XXV-XXVI-ые династии, ок. 700-600 гг. до н.э. Спрессованная и пропитанная ткань, 187х48 см. Крыло Сюлли (Aile Sully), 1-ый этаж, зал 13.

С течением времени форма саркофагов, которые широко использовались в погребальной культуре Древнего Египта для защиты тела покойного, серьёзно менялась, что также было связано и с социальным статусом умершего. Передняя, человекообразная часть этого саркофага напоминает о ковчеге из древнего города Абидоса, в котором хранилась голова Осириса, в то время, как на задней части изображён предмет культа Джед из древнего города Бусириса, символизирующий позвоночник Осириса. Таким образом, усопший связан с Осирисом, а значит с вечностью.

Христос и аббат Мена, Монастырь Бауит, VII-ый век н.э. Восковая краска, темпера, фиговое дерево, 57х57 см. Крыло Денон (Aile Denon), цокольный этаж, зал С

Найденная в деревне Бауит в Среднем Египте, эта хорошо сохранившаяся роспись по дереву является самой древней коптской иконой, дошедшей до наших дней. Копты – это христиане, которые начали обосновываться в Египте в конце II-го века. На ней мы видим фронтальное изображение Христа с нимбом надо головой, как бы движущегося навстречу пейзажу, а также настоятеля монастыря благословения.

Портрет женщины или Европейка, Антиной, II-ой век н.э. Кедр, энкаустика, позолота, 42х24 см

Своё название знаменитые фаюмские портреты получили по месту первой крупной находки в 1888 году в Фаюмском оазисе, расположенном в 60 км к югу от Каира. Погребальный Портрет женщины, извлечённый из-под руин некрополя, выполнен в технике энкаустики (краски разводятся в расплавленном воске) и вставлен в мумию (портрет разрезан, хотя в оригинале он был прямоугольным). Это произведение можно назвать портретом в современном смысле этого слова: его автор старался подчеркнуть индивидуальность своей модели.